Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

О проекте

Литература о музее

Новости

Коллекции

Музей

Авторы

Контакты

Указатели

Здания

Партнёры

Выставки

Меценаты

Люди

Поиск

В 1788 году прославленный русский архитектор Василий Иванович Баженов построил в Москве дом для городской усадьбы гвардии капитан-поручика П. Е. Пашкова. Сооруженный на высоком Ваганьковском холме, неподалеку от Кремля, дом этот настолько поразил воображение современников своей стройностью и необычайным благородством форм, что прочно вошел в разряд достопримечательностей города. За 200 лет не раз менялись владельцы — Дворянский институт, гимназия, а затем, на несколько десятилетий, в Пашковом доме разместился Румянцевский музей. Открытие музея стало важной культурной вехой в жизни России.

В дворянских семьях свято хранили фамильные реликвии. А семья знаменитого полководца, фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725—1796), получившего почетное дополнение к фамилии “Задунайский” за успешное ведение русско-турецкой войны, решила организовать музей.

Сын Румянцева-Задунайского государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826) мечтал о музее, где были бы представлены история, искусство, природа России. Известный дипломат Н.П.Румянцев был по призванию историком. Он собирал книги и рукописи по истории России, составлял летописи старинных русских городов, издавал памятники древней письменности, изучал обряды народов России. Был почетным членом многих академий и ученых обществ. На его средства была организована первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

В этой экспедиции (1803—1806), а также во время кругосветного путешествия О. Е. Коцебу (1815—1818 гг.) были собраны этнографические коллекции для будущего музея. После смерти Николая Петровича осталась обширная библиотека — почти 29 тысяч томов, собрание рукописей, медали и монеты, включая греческие и римские.

Была также небольшая художественная коллекция: портрет Н. П. Румянцева работы английского живописца Доу, автора портретной галереи в Зимнем дворце, групповой портрет кисти итальянского художника Торелли, бюсты русских флотоводцев. Сохранилась копия надгробия П. А. Румянцева-Задунайского работы И. П. Мартоса, с которым граф был дружен. К сожалению, само надгробие (фельдмаршал похоронен в Киеве) во время Великой Отечественной войны было разрушено. Самым ценным экспонатом Румянцевской коллекции считалась мраморная статуя “Мир” работы итальянского скульптора Кановы — дань признательности миротворческой деятельности П. А. Румянцева-Задунайского.

Все это составило фонд музея, который был открыт уже после смерти Николая Петровича его братом Сергеем Петровичем в 1831 году в Санкт-Петербурге. Через 30 лет музей пришел в упадок и от окончательного развала был спасен передачей “в казну” и переводом в Москву.

Главным создателем музея в Москве следует считать Николая Владимировича Исакова, тогдашнего попечителя Московского учебного округа. Исаков сумел преодолеть противодействие большой группы петербургских чиновников, препятствовавших переводу музея в Москву, и добился, чтобы для музея было выделено одно из красивейших зданий города — дом Пашкова на Моховой.

Еще до прибытия в Москву румянцевских коллекций в залах бельэтажа Пашкова дома была открыта выставка новых поступлений. Академия художеств подарила ко дню “второго рождения” музея работы художников Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, Н. П. Зайервида. Несколько картин были переданы музею немецкими художниками: Вильмеером (“Дети в лесу”), Майером из Бремена (“Дети у ручья”). Берлинский профессор Шредер прислал картину “Мария Стюарт принимает причастие перед казнью”. Главным меценатом был император Александр II. От него поступило много книг и большое собрание гравюр из Эрмитажа, три декоративные чаши уральской работы, две вазы (фарфор с бронзой) и круглая малахитовая столешница диаметром около 70 сантиметров. Открытие музея состоялось 6 мая 1862 года. Музей работал четыре дня в неделю, билет стоил 10 копеек, но по воскресеньям вход был бесплатным (кстати, до революции это было правилом, общим для всех музеев).

Через некоторое время музей получил от императора богатую коллекцию живописи (более двухсот полотен) западноевропейских художников из собрания Эрмитажа. Среди них была картина “Артаксеркс, Аман и Эсфирь”. Принадлежность ее кисти Рембрандта была установлена уже в Москве в Румянцевеком музее.

Самым крупным даром императора была знаменитая картина недавно скончавшегося художника А. А. Иванова “Явление Христа народу” — гигантское полотно (5,4 х 7,5 метров) и этюды к нему, специально для Румянцевского музея приобретенные у наследников художника за 15 тысяч рублей золотом,

В 1867 году для музея была приобретена коллекция картин Федора Ивановича Прянишникова, первого собирателя русской живописи. Среди 172 картин этой коллекции работы И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, А, Г. Венецианова, О. А. Кипренского, Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, П. А. Федотова.

Благодаря “высочайшему почину” музей до революции не знал недостатка в подарках и пожертвованиях. Среди дарителей — члены императорской семьи, графиня Уварова, наследники архитектора Н. Львова, братья Мухано-вы, академик гравюры Н. Мосолов, В. Трофимович, И. Свешников и многие другие. Но денежные средства музея были более чем скромные. Как говорил Н. В. Исаков: “Румянцевский музей создавался в Москве так, как создаются храмы Божий — без всяких средств, только жертвами милостивцев”. Музей был поистине народным.

При музее работало “Общество древнерусского искусства”, где вместе с купцами К. Т. Солдатенковым и А. И. Хлудовым состояли князь В. Ф. Одоевский, историки И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский. Общество существовало недолго, но успело выпустить 12 номеров “Сборника древнерусского искусства”.

Выдающаяся роль в становлении Румянцевского музея принадлежит Козьме Терентьевичу Солдатенкову. Почти 40 лет музей получал от него ежегодно по тысяче рублей на приобретение книг. В 1901 году после смерти Солдатенкова музей получил по завещанию библиотеку (8 тысяч томов), а также коллекцию русской живописи (269 полотен), несколько скульптур, среди которых “Погорельцы” М.А. Чижова, “Христос” работы М. М. Антокольского.

Несмотря на общемузейное бедствие — тесноту — даже до постройки здания картинной галереи большая часть коллекции Солдатенкова, в соответствии с волей завещателя, экспонировалась в отдельном помещении. Такими же маленькими “музеями в музее” были гравюрный кабинет Н. С. Мосолова, “Дашковский музей” в этнографическом отделе, “Долгоруковский зал” и две комнаты в библиотеке Румянцевского музея — “Чеховская комната” и “Комната людей 40-х годов”, где хранились экспонаты, связанные с жизнью А. И. Герцена.

В начале XX века было построено двухэтажное здание картинной галереи. Причем стеклянная крыша через четыре световых колодца обеспечивала дневное освещение нижнего этажа. На первом этаже помещались два зала русской живописи второй половины XIX века и четыре зала произведений иностранных школ. Наверху был кабинет гравюр с библиотекой по искусству и залом для чтения и занятий. В трех залах нааюдились полотна русских мастеров XVIII и первой половины XIX веков. Специальный зал был построен для картины А. Иванова.

После перевода в отдельное здание живописной коллекции в Пашковом доме кроме библиотеки (в фондах ее в 1900 году насчитывалось свыше 700 тыс. томов, поступивших исключительно в качестве пожертвований — в собрание за 40 лет поступило 29 личных библиотек) оставались отдел рукописей, отдел древностей, нумизматический и этнографический отделы.

В 1912 году в этнографическом отделе было 350 манекенов, 16 тысяч предметов. Такой быстрый рост этнографической коллекции стал возможен благодаря стараниям одного из директоров музея — В. А. Дашкова, создавшего отдел этнографии народов России. Ф. П. Рябушинским были организованы экспедиции на Аляску и Камчатку, благодаря которым пополнились соответствующие разделы, созданные на основе Румянцевской коллекции.

Бывший русский консул в Китае К. С. Скачков подарил прекрасную коллекцию предметов китайского искусства.

Вскоре после открытия в Румянцевский музей поступило собрание коллекционера П. И. Савостьянова. В нем были старинные иконы, кресты, церковная утварь, греческие и славянские рукописи религиозного содержания, украшенные миниатюрами. В коллекции были также

ском монастыре. Собрание П. И. Савостьянова послужило началом отдела древностей, который был одним из популярных отделов музея: там находились глобус царя Алексея Михайловича, резной аналой, множество высокохудожественных изделий как церковного, так и светского назначения.

Сто лет назад в Москве чествовали генерал-губернатора князя Долгорукого. Все подарки: изделия из золота, серебра со вставками из цветных эмалей, драгоценных камней — всего 552 предмета юбиляр подарил Румянцевскому музею.

Появление в Москве такого первоклассного культурного центра, как Румянцев-ский музей, было значительным событием.

В апреле 1924 года в Пашковом доме начала работу комиссия Главнауки по ликвидации Румянцевского музея. В небольшой заметке в “Известиях” было сказано: “...комиссия должна освободить Пашковскую усадьбу для занятия ее библиотекой им. Ленина” — так стала называться библиотека Румянцевского музея. Библиотека имени Ленина стала главным книгохранилищем страны, и для размещения ее фондов было решено пожертвовать остальными отделами музея, включая картинную галерею. Правда, в Пашковом доме картин давно не было — галерея занимала специально для нее построенное здание. Сейчас в этом здании складское помещение.

Коллекции Румянцевского музея стали раздавать еще до того, как о работе ликвидационной комиссии было заявлено открыто. А уже в начале тридцатых годов — последним — был закрыт “Ивановский зал”, и гигантское полотно, 228 эскизов и этюдов к нему были перевезены в Третьяковскую галерею, где уже находилась большая и, по мнению специалистов, лучшая часть собрания русской живописи Румянцевского музея.

В бывшей библиотеке имени Ленина находятся остатки Румянцевской коллекции, кроме группового портрета кисти Торелли, который попал в Третьяковскую галерею, и подарки Александра II (ваза, чаши, столик). Одна из ваз пропала лет двадцать назад во время реставрации. Большой потерей для Москвы стала утрата статуи “Мир” работы Каковы. Эту скульптуру в 60-е годы подарили Украине.

Все этнографические коллекции, и собранные графом Румянцевым, и те, которые появились уже в Москве, ныне хранятся в Санкт-Петербурге. Экспонаты из отдела народов России попали туда только в 40-х годах, а до этого они находились в “Этнопарке” (так называлась бывшая “Мамонова дача” на Воробьевых горах). После ликвидации “Этнопарка” особняк был передан Институту химической физики, ныне носящему имя его основателя академика Н. Н. Семенова.

Долгоруковская коллекция и драгоценности из отдела древностей поступили в Гохран и в Музейный фонд.

В Музей фарфора было передано несметное количество коллекционных изделий в 69 ящиках и 21 металлическая витрина. Часть фарфора была сдана в музейный фонд — 24 наименования, в том числе изделия из мейсенского фарфора.

Музейному фонду были переданы иконы и церковная утварь. Большая часть экспонатов отдела древностей поступила в Исторический музей.

В интерьерах Румянцевского музея было много коллекционной мебели. Однако в существовавший в те годы Музей мебели попало только 11 предметов, остальная мебель пропала. В июне 1924 года комсомольцы из Хамовнического райкома, не дожидаясь распоряжений ликвидационной комиссии, забрали мебель, а потомкам на память оставили следующий документ: “В согласии с категорическими требованиями ячейки о скором открытии Ленинского клуба, имеющего для нашего коллектива огромное значение,... полагаем использовать в качестве мебели ...” — далее шел перечень. В первый день вывезли 44 предмета, во второй день — 17 стульев, этажерки, мраморный стол, бронзовый бюст Спинозы, 6 золоченых канделябров и пять пресс-папье из мрамора... Это только один эпизод. Через год Библиотека имени Ленина обратилась в Ленинградский музейный фонд с просьбой выделить немного мебели.

Китайская часть этнографического отдела (коллекция Скачкова) была передана музею “Аре Азиатика” (впоследствии — Музей народов Востока). Судьба этих экспонатов, а также картин и гравюр западных художников, переданных в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, сложилась наиболее удачно: они оказались не потерянными для зрителя. Единственное, что можно было бы пожелать тем, кто распоряжается сокровищами в наши дни, — не замалчивать историю коллекций.

Так закончилась эра Румянцевского музея.

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Главная | Указатели | О проекте | Контакты | Карта сайта | Гостевая книга | Поиск | Написать письмо |