Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

About project

Literature

News

Collections

Museum

Authors

Contacts

Indices

Houses

Partners

Exhibitions

Maecenas

Persons

Search

Продолжавшаяся чуть более шести десятилетий жизнь Музея не была наполнена какими-либо яркими событиями. Происходило непрерывное пополнение фондов Картинной галереи, впрочем как и других его отделов, причём исключительно за счёт пожертвований. Скудные музейные средства тратились на пополнение книжного и рукописного собраний. В последние два десятилетия перед революцией Музей стал покупать графические работы. Гравюрный кабинет РМ приобрёл к этому времени репутацию почти энциклопедического собрания, значение которого было не меньшим, чем значение библиотеки.

История пополнения Картинной галереи Румянцевского музея — это история становления музея личных коллекций. Самой заметной подробностью этой истории является участие, которое принимали в пополнении музея (в частности Картинной галереи) лица императорской семьи.

Основание музея было, конечно же, связано с поддержкой со стороны Николая I. Перемещение музея в Москву через три десятилетия, сопровождавшееся глубокой и принципиальной реформой всей структуры музея, было проведено при поддержке Александра II. Недаром этого государя историки музея называли основателем Картинной галереи. Царские подарки, с которых началось собрание живописи РМ: знаменитая картина А.А. Иванова, собрание западной живописи из Эрмитажа, собрание русской живописи, купленное для музея у наследников Ф.И. Прянишникова, — сразу же сделали пополнение галереи за счёт пожертвований и завещаний «нормой жизни», а участие в пополнении галереи почётным, престижным и даже до некоторой степени модным. Кроме создания и приумножения собрания живописи, Александр II оказал московскому музею ещё одну скоро забытую услугу, которая в трудный период становления музея стала для него просто спасительной. Для того чтобы не тратить румянцевского наследства на пополнение Императорской Публичной библиотеки, на что рассчитывал М.А. Корф, уникальные коллекции Фирковичей и И.П. Каратаева для этой библиотеки благодаря Александру II были приобретены за государственные деньги.

Во время второго высочайшего посещения РМ в декабре 1862 года, возможно, в его стенах побывал и великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. Через 8 лет наследник цесаревич посетил во время своего свадебного своего путешествия по Волге несколько приволжских городов. Находясь под впечатлением от увиденного, он подарил музею картину М.И. Пескова «Воззвание Минина к нижегородцам».

Жертвовательницами РМ были и две великие княгини. В 1867 г. один из самых известных этюдов А.А. Иванова к его знаменитой картине — этюд головы Иоанна Крестителя — был подарен музею великой княгиней Еленой Павловной. Через год великая княгиня Мария Николаевна, узнав, что в РМ нет ни одной картины К.П. Брюллова, подарила «Бахчисарайский фонтан» работы этого мастера.

По традиции попечительский совет музея возглавлял один из великих князей. С 1894 г. была введена ещё одна почётная должность — «покровитель музея», и её занял будущий император Николай Александрович. В феврале 1913 г., когда Московский Румянцевский музей отмечал 50-летие своего основания, музею был присвоен статус императорского, и при этом произошло его переименование: «В 18 день сего февраля 1913 года Его Императорскому Величеству благоугодно было переименовать Московский Публичный и Румянцевский музеи в Императорский Московский и Румянцевский музей». В положении музея происходили сдвиги в лучшую сторону, о чём говорит именно то, что музей смог приобретать произведения искусства для гравюрного кабинета. Было отстроено здание Картинной галереи, в котором было предусмотрено всё для лучшего размещения картины А.А. Иванова. Это здание было, возможно, одним из первых в Москве экспозиционных помещений со стеклянной крышей.

Перечислим вкратце собрания и отдельные произведения, поступившие в Картинную галерею музея до Октябрьской революции. Эти пожертвования были добровольными, в отличие от поступивших в послереволюционные годы национализированных собраний или коллекций, сданных в музей «на сохранение».

В 1863 г., кроме пожертвований, перечисленных выше, музей получил «Смерть Пелопида» работы отца А.А. Иванова — А.И. Иванова — от М.П. Боткина и портрет князя В. Мадатова работы Д. Доу от вдовы князя С.А. Мадатовой.

В первое десятилетие музей нередко получал копии с картин великих мастеров: с картины А. Корреджо «Святое семейство» от г-жи Губерти, автор копии О.А. Кипренский; с картины Ф. Карраччи «Мадонна с младенцем», автор копии Ф. Альбани, от В.С. Шереметева; со знаменитой картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» от сыновей А.М. Милютина; с портрета работы А. Ван Дейка от И.Ф. Ценкера. Большую часть поступлений этого времени составляют работы русских художников.

В 1870 г. музей получил от П.М. Третьякова портрет митрополита Амвросия работы В.Л. Боровиковского, который ранее был в собрании В.А. Кокорева.

В 1870 г. в подарок от МОЛХ, с которым РМ был связан периодом общей истории, поступил автопортрет В.А. Тропинина: МОЛХ по инициативе Н.В. Исакова купило по подписке этот автопортрет у сына художника специально для музея.

В 1873 г. музей получил две небольшие, но очень ценные коллекции. От князя В.Л. Нарышкина — 7 картин русских художников, из которых одна — из наших ранних детских воспоминаний о Третьяковской галерее. Это «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского. От П.Н. Лайкевича поступило восемь портретов. Два портрета работы В.Л. Боровиковского из семейного собрания Лабзиных, с которыми Лайкевич состоял в родстве, ныне в ГТГ.

В 1876—1878 гг. собрание западной живописи пополнилось благодаря сёстрам Е.А. и П.А. Мухановым, которые подарили музею 34 картины французских художников, собранные их братьями Н.А. и В.А. Мухановыми.

Другое значительное приобретение 1870-х гг. — это портреты работы Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова и А.П. Лосенко, поступившие по завещанию Ф.В. Чижова в 1878 г.

Из поступлений 1880-х гг. отметим авторские подарки, сделанные музею знаменитыми художниками И.К. Айвазовским («Разрушение Геркуланума») и А.П. Боголюбовым («Вечер на Петергофском взморье»).

В 1893 г. художник-любитель Я.С. Корнилов подарил музею около 40 картин русских и западных мастеров.

В 1893 г. в музей поступило собрание западной живописи Н.П. Колюпанова. Наиболее известная вещь из этого собрания — «Рынок» И. Бейкелара — ныне находится в ГМИИ.

В 1890-е гг. начали поступать пожертвования от Н.С. Мосолова и Д.И. Щукина, собирателей и глубоких знатоков западной живописи.

К 1914 г. Н.С. Мосолов подарил и завещал музею свыше 70 картин. Самые известные: «Святой Себастьян» Д.Б. Ланджетти, картина, ведущая происхождение из одного из самых старых московских собраний — собрания Голицынской больницы, и «Спаситель» Джампетрино.

Д.И. Щукин, один из трёх братьев Щукиных, известных коллекционеров произведений искусства, пополнял РМ в 1897, 1899, 1900, 1902 и 1903 гг. Среди вещей Д.И. Щукина, переданных РМ и ныне находящихся в ГМИИ, был уже упоминавшийся выше автопортрет М.Ф. Квадаля.

Оставшееся собрание Д.И. Щукин собирался завещать РМ. После революции собрание было национализировано и стало называться Филиалом РМ, или Первым музеем старой западной живописи. После расформирования РМ в 1924 г. собрание Д.И. Щукина было передано в МИЗИС.

На рубеже двух веков пополнение картиной галереи шло очень интенсивно. В 1899 г. от М.М. Львовой поступила прекрасная коллекция картин русских и западных мастеров, принадлежавшая её семье. Семейные портреты Львовых работы К.П. Брюллова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина из этой коллекции ныне в ГТГ.

Самые большие пополнения КГ РМ произошли в 1901 г., когда музей получил по завещанию К.Т. Солдатёнкова большое собрание живописи, в основном русской. Часть собрания впоследствии попала в ГТГ, там же оказалась картина, которую владелец собрания считал главной ценностью, — «Вирсавия» К.П. Брюллова.

В том же году небольшое, но очень ценное собрание старых итальянцев было пожертвовано музею сыном известного писателя-славянофила А.С. Хомякова Д.А. Хомяковым.

Около двух десятков картин было в собрании пейзажной живописи русских и западных мастеров, пожертвованном А.Н. Бахметьевой.

В 1902 г. в музей поступило собрание западной живописи генерала В.Р. Трофимовича. Наиболее известная картина из этого собрания — «Дама в чёрном» Г. Терборха — ныне в ГМИИ.

В 1906 и 1909 гг. знаменитый коллекционер русской живописи и графики И.Е. Цветков передал в музей три портрета: собственный — работы К.В. Лебедева и портреты К.Ф. и С.Н. Голяшкиных работы В.О. Шервуда.

Самым значительным предреволюционным поступлением (1908) было собрание почётного гражданина города Переславль-Залесский И.П. Свешникова. Наиболее известная картина этого собрания, называвшаяся «Жаки, или Сцена времён французской революции», работы П.А. Сведомского, была передана в Музей революции. Собрание русской живописи и графики И.П. Свешникова ныне в музеях Переславля-Залесского, Ярославля, Архангельска.

Из последних дореволюционных пожертвований назовём собрание В.Н. Исакова, сына и наследника Н.В. Исакова — организатора и первого директора Московского Румянцевского музея. Собрание состояло из работ западных художников, в числе которых был «Старик-воин в чёрном берете» работы немецкого художника К. Паудиса (5), поступление 1913 г. (ныне в ГМИИ). В музей поступило также собрание И. Кушнерёва (5), собрание художника Г.Ф. Ярцева (5) и, наконец, собрание М.П. Фабрициуса (5), (11). Коллекцию М.П. Фабрициуса, состоявшую из картин как русских, так и западных художников, музей принимал в течение 1913—1916 гг.

Последним добровольным пожертвованием Румянцевскому музею (1917) было несколько коллекций семьи Зубаловых. Их собрание живописи было многоплановым. Из того, что осталось в столичных музеях, упомянем портрет Д.П. Трощинского работы В.Л. Боровиковского, находящийся в ГТГ, и «Брак в Кане Галилейской» работы учеников Л. Джордано.

Усадьба упомянутых выше Зубаловых (Садовая-Черногрязская улица, д. 6) была присоединена к РМ и стала называться его Филиальным отделением. Из 219 картин собрания часть (по одним источникам 42 картины, по другим — 11) была перевезена в здание РМ, а большинство оставлено в Филиальном отделении Румянцевского музея.

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Home | Indices | About project | Contacts | Sitemap | Guestbook | Search | E-mail |