Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

About project

Literature

News

Collections

Museum

Authors

Contacts

Indices

Houses

Partners

Exhibitions

Maecenas

Persons

Search

About project

News

Museum

Collections

Indices

Partners

Maecenas

Search

Sveshnikov Ivan Petrovich

1834—1910

Самым многочисленным собранием произведений русского искусства — 287 картин и 56 произведений графики, — вошедшим в состав Румянцевского музея, было собрание Ивана Петровича Свешникова, купца 1-й гильдии, директора известной в Москве фирмы по торговле мехами и лесом, Переславль-Залесского почётного гражданина.

Среди коллекционеров обеих столиц И.П.Свешников, несмотря на впечатляющие размеры собрания, выглядит дилетантом. Он собирал только русских художников, преимущественно передвижников, наверное, посещал выставки и аукционы. Вероятно, именно находки во время этих посещений и формировали собрание. И он сам, и его собрание очень напоминают К.Т.Солдатёнкова и его «галерею», где среди множества пейзажей, картин крестьянского быта, семейных сюжетов, детских портретов и сцен имеются как главные — картины исторического содержания. Здесь и Древний Египет, и картины Аскназия на сюжеты Ветхого завета, и история гибели Цицерона, и «Леди Гамильтон перед казнью» П.А.Сведомского, и «Дагомейцы» Н.А.Касаткина, и картины на сюжеты новозаветной истории. В собрании несколько картин, содержание которых связано с историей России: акварель С.С.Егорнова «Царь Алексей Михайлович смотрит на пожар в Москве», И.Е.Репин «Петр I упраздняет стрельцов», три картины баталиста Ф.А.Рубо, работы В.С.Сурикова «Стенька Разин», «Княжий суд» (ныне в ГТГ), и два акварельных эскиза к «Завоеванию Сибири» (оба ныне в ГРМ). Совершенно неизвестна картина П.А.Геллера «У Суворова в деревне» («Неожиданное послание»), выданная в 1927 в Военно-исторический музей и в 1967 оказавшаяся в мемориальном музее А.В.Суворова в селе Кончанском Новгородской области. Сюжетом картины является получение Суворовым рескрипта Павла I, отменяющего двухлетнюю отставку фельдмаршала.

По воспоминаниям Я.Д.Минченкова, Свешников был «характерной фигурой коллекционера — любителя живописи из старого купеческого круга»[1].

В 1908 И.П.Свешников подарил музею картину П.А.Сведомского, изображающую сцену времен французской революции «Жаки».

В последние годы жизни И.П.Свешников проживал в Москве в собственном доме в Трехсвятительском тупике в Яузской части. Переговоры с музеем о передаче собрания он вёл начиная с 1906. В это время в московскую прессу проникли слухи о возможном отказе музея от свешниковского собрания из-за отсутствия свободных площадей. Чтобы обепечить будущую музейную судьбу своих сокровищ, И.П.Свешников в своем письме к директору РМ И.В.Цветаеву предлагал осуществить за свой счет необходимые переделки, даже связанные с постройкой новых зал. Как большинство коллекционеров, Свешников хотел, чтобы собрание его экспонировалось в отдельном помещении. К счастью, архитектор музеев Е.И.Опуховский сумел уберечь помещения музея от надстроки, «в художественном отношении не удобной», и, как следует из каталога Картинной галереи (1912), решение было найдено: в течении 2—3 лет для лучшей части собрания Свешникова (50 единиц хранения) был предоставлен зал № 1.

В 1910 Иван Петрович умер, и всё его собрание, в соответствии с завещанием, было передано его вдовой и душеприказчицей Елизаветой Дмитриевной в Румянцевский музей.

В 1912, вскоре после поступления собрания в музей, иллюстрированный журнал «Искры» поместил портрет коллекционера и 22 репродукции с картин А.Е.Архипова, С.В.Бакаловича, А.М.Васнецова, Н.Н.Касаткина, И.И.Левитана, И.М.Прянишникова, А.А.Харламова.

Вскоре после революции свешниковские картины начали раздавать провинциальным музеям непосредственно из Румянцевского музея, параллельно пополняя фонды и музея и его Филиального отделения работами русских и западных мастеров из национализированных собраний.

Первой выдачей из РМ были 45 картин, переданные на родину Свешникова в город Переславль-Залесский ныне Ярославской области. Акт выдачи был подписан 31 декабря 1918 директором музея В.Д.Голицыным, заведующим Отделением изящных искусств Н.И.Романовым и С.Долговым. Примерно в это время в Переславле-Залесском создавался музей, в его фонды поступили сразу же 38 свешниковских картин, через два года — еще три. Четыре картины (гуаши Н.А.Касаткина и М.Д.Езучевского, акварель И.С.Галкина и картина А.С.Егорнова) были утрачены. Среди картин, поступивших в Переславль-Залесский музей, — портреты коллекционера и его жены работы С.С.Егорнова, групповые детские портреты, написаннные К.Е. и В.Е.Маковскими, работы С.В.Бакаловича, Г.И.Семирадского, М.А.Беркоса, В.Д.Поленова, И.М.Прянишникова, И.И.Шишкина, марины А.П.Боголюбова, Н.Н.Дубовского, Л.Ф Лагорио.

В 1921 РМ выделил картины из собрания И.П.Свешникова для музеев в Ярославле и Сольвычегодске. В Сольвычегодском музее картины оставались до 1960, а затем были переданы художественному музею областного центра Архангельска. В этой «свешниковской коллекции» находятся две известных картины: Н.А.Касаткин «Хозяйка» и Н.П.Богданов-Бельский «Талант», репродукции обеих картин имеются в альбоме-каталоге Архангельского музея.

«Свешниковские» коллекции в музеях советского периода образовались за счет поступлений в основном из ЦХ ГМФ и из ГТГ. В 1928 главный художественный музей Республики Коми в Сыктывкаре получил шесть картин (работы П.В.Безродного, М.А.Беркоса, Н.А.Богатова, И.Л.Горохова, И.И.Трояновского, Л.М.Браиловского). В 1927 были переданы картины в Астрахань, среди них имеется работа К.Е.Маковского, возможно из собрания Свешникова.

Среди семи картин, переданных в 1925—1926 в Омск, имеется незавершенная картина П.А.Сведомского «Узница. Фрейлина Мария Гамильтон пред казнью», репродуцированная в нескольких музейных изданиях.

Известная картина К.А.Архипова «Рыбаки» с 1925 находится в Саратове в Радищевском музее.

В собрании ГИМ выявлено четыре картины из свешниковского собрания, переданные из фондов музея «Старая Москва» и из бывшего Музея революции, откуда, в частности, была передана крупногабаритная картина П.А.Сведомского «Сцена из времен французской революции (Жаки)», подаренная РМ коллекционером, как упоминалось выше, еще при жизни в 1908.

Картины из собрания Свешникова ныне украшают музеи Сызрани Самарской области, Острогожска Воронежской области, Тулы, Баку, Ашхабада, Ташкента, Харькова.

Утраты, связанные с Великой Отечественной войной, включают работы А.М.Васнецова из Севастополя, Е.Калашникова из Ставрополя, С.И.Васильковского из Брянска, Р.К.Зоммера из Рыльска, С.С.Егорнова из Днепропетровска А.А.Сведомского из Таганрога. Утрачены находившиеся в довоенном Минске две свешниковские картины: О.А.Гофман «Осенний пейзаж» и А.Л.Аскназий «Соломон на троне, или Суета сует», авторское повторение известной картины, находящейся в Академии художеств.

Нет сведений о судьбе четырех картин (работы М.А.Беркоса, баронессы Е.К.Врангель, Костылёва и Найдёнова), переданных в 1927—1928 в здание советского посольства в Токио.

В торговые организации были направлены только 4 картины.

[1] Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. 5-е изд. Л., 1965.

Испугалась

1896

Сыктывкар

Прошёл ураган

1898

Астрахань

Вдова

1866

Курск

Узница

1804

Омск

Рыбаки

1900-е

Саратов

Приморский вид. Скалы

Около 1897

Нижний Тагил ИИ

Нахмурилось

1896

Ярославль

Пряхи

1903

Ярославль

Переселенцы

1897

Ярославль

Решение

1900

Ярославль

Вечер

1877

Москва ГТГ

В запорожской степи

1880-е

Ярославль

Жатва

1893

Переславль-Залесский

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Home | Indices | About project | Contacts | Sitemap | Guestbook | Search | E-mail |