Sveshnikov Ivan Petrovich
1834—1910
Самым многочисленным собранием произведений русского искусства — 287 картин и 56 произведений графики, — вошедшим в состав Румянцевского музея, было собрание Ивана Петровича Свешникова, купца 1-й гильдии, директора известной в Москве фирмы по торговле мехами и лесом, Переславль-Залесского почётного гражданина.
Среди коллекционеров обеих столиц И.П.Свешников, несмотря на впечатляющие размеры собрания, выглядит дилетантом. Он собирал только русских художников, преимущественно передвижников, наверное, посещал выставки и аукционы. Вероятно, именно находки во время этих посещений и формировали собрание. И он сам, и его собрание очень напоминают К.Т.Солдатёнкова и его «галерею», где среди множества пейзажей, картин крестьянского быта, семейных сюжетов, детских портретов и сцен имеются как главные — картины исторического содержания. Здесь и Древний Египет, и картины Аскназия на сюжеты Ветхого завета, и история гибели Цицерона, и «Леди Гамильтон перед казнью» П.А.Сведомского, и «Дагомейцы» Н.А.Касаткина, и картины на сюжеты новозаветной истории. В собрании несколько картин, содержание которых связано с историей России: акварель С.С.Егорнова «Царь Алексей Михайлович смотрит на пожар в Москве», И.Е.Репин «Петр I упраздняет стрельцов», три картины баталиста Ф.А.Рубо, работы В.С.Сурикова «Стенька Разин», «Княжий суд» (ныне в ГТГ), и два акварельных эскиза к «Завоеванию Сибири» (оба ныне в ГРМ). Совершенно неизвестна картина П.А.Геллера «У Суворова в деревне» («Неожиданное послание»), выданная в 1927 в Военно-исторический музей и в 1967 оказавшаяся в мемориальном музее А.В.Суворова в селе Кончанском Новгородской области. Сюжетом картины является получение Суворовым рескрипта Павла I, отменяющего двухлетнюю отставку фельдмаршала.
По воспоминаниям Я.Д.Минченкова, Свешников был «характерной фигурой коллекционера — любителя живописи из старого купеческого круга»[1].
В 1908 И.П.Свешников подарил музею картину П.А.Сведомского, изображающую сцену времен французской революции «Жаки».
В последние годы жизни И.П.Свешников проживал в Москве в собственном доме в Трехсвятительском тупике в Яузской части. Переговоры с музеем о передаче собрания он вёл начиная с 1906. В это время в московскую прессу проникли слухи о возможном отказе музея от свешниковского собрания из-за отсутствия свободных площадей. Чтобы обепечить будущую музейную судьбу своих сокровищ, И.П.Свешников в своем письме к директору РМ И.В.Цветаеву предлагал осуществить за свой счет необходимые переделки, даже связанные с постройкой новых зал. Как большинство коллекционеров, Свешников хотел, чтобы собрание его экспонировалось в отдельном помещении. К счастью, архитектор музеев Е.И.Опуховский сумел уберечь помещения музея от надстроки, «в художественном отношении не удобной», и, как следует из каталога Картинной галереи (1912), решение было найдено: в течении 2—3 лет для лучшей части собрания Свешникова (50 единиц хранения) был предоставлен зал № 1.
В 1910 Иван Петрович умер, и всё его собрание, в соответствии с завещанием, было передано его вдовой и душеприказчицей Елизаветой Дмитриевной в Румянцевский музей.
В 1912, вскоре после поступления собрания в музей, иллюстрированный журнал «Искры» поместил портрет коллекционера и 22 репродукции с картин А.Е.Архипова, С.В.Бакаловича, А.М.Васнецова, Н.Н.Касаткина, И.И.Левитана, И.М.Прянишникова, А.А.Харламова.
Вскоре после революции свешниковские картины начали раздавать провинциальным музеям непосредственно из Румянцевского музея, параллельно пополняя фонды и музея и его Филиального отделения работами русских и западных мастеров из национализированных собраний.
Первой выдачей из РМ были 45 картин, переданные на родину Свешникова в город Переславль-Залесский ныне Ярославской области. Акт выдачи был подписан 31 декабря 1918 директором музея В.Д.Голицыным, заведующим Отделением изящных искусств Н.И.Романовым и С.Долговым. Примерно в это время в Переславле-Залесском создавался музей, в его фонды поступили сразу же 38 свешниковских картин, через два года — еще три. Четыре картины (гуаши Н.А.Касаткина и М.Д.Езучевского, акварель И.С.Галкина и картина А.С.Егорнова) были утрачены. Среди картин, поступивших в Переславль-Залесский музей, — портреты коллекционера и его жены работы С.С.Егорнова, групповые детские портреты, написаннные К.Е. и В.Е.Маковскими, работы С.В.Бакаловича, Г.И.Семирадского, М.А.Беркоса, В.Д.Поленова, И.М.Прянишникова, И.И.Шишкина, марины А.П.Боголюбова, Н.Н.Дубовского, Л.Ф Лагорио.
В 1921 РМ выделил картины из собрания И.П.Свешникова для музеев в Ярославле и Сольвычегодске. В Сольвычегодском музее картины оставались до 1960, а затем были переданы художественному музею областного центра Архангельска. В этой «свешниковской коллекции» находятся две известных картины: Н.А.Касаткин «Хозяйка» и Н.П.Богданов-Бельский «Талант», репродукции обеих картин имеются в альбоме-каталоге Архангельского музея.
«Свешниковские» коллекции в музеях советского периода образовались за счет поступлений в основном из ЦХ ГМФ и из ГТГ. В 1928 главный художественный музей Республики Коми в Сыктывкаре получил шесть картин (работы П.В.Безродного, М.А.Беркоса, Н.А.Богатова, И.Л.Горохова, И.И.Трояновского, Л.М.Браиловского). В 1927 были переданы картины в Астрахань, среди них имеется работа К.Е.Маковского, возможно из собрания Свешникова.
Среди семи картин, переданных в 1925—1926 в Омск, имеется незавершенная картина П.А.Сведомского «Узница. Фрейлина Мария Гамильтон пред казнью», репродуцированная в нескольких музейных изданиях.
Известная картина К.А.Архипова «Рыбаки» с 1925 находится в Саратове в Радищевском музее.
В собрании ГИМ выявлено четыре картины из свешниковского собрания, переданные из фондов музея «Старая Москва» и из бывшего Музея революции, откуда, в частности, была передана крупногабаритная картина П.А.Сведомского «Сцена из времен французской революции (Жаки)», подаренная РМ коллекционером, как упоминалось выше, еще при жизни в 1908.
Картины из собрания Свешникова ныне украшают музеи Сызрани Самарской области, Острогожска Воронежской области, Тулы, Баку, Ашхабада, Ташкента, Харькова.
Утраты, связанные с Великой Отечественной войной, включают работы А.М.Васнецова из Севастополя, Е.Калашникова из Ставрополя, С.И.Васильковского из Брянска, Р.К.Зоммера из Рыльска, С.С.Егорнова из Днепропетровска А.А.Сведомского из Таганрога. Утрачены находившиеся в довоенном Минске две свешниковские картины: О.А.Гофман «Осенний пейзаж» и А.Л.Аскназий «Соломон на троне, или Суета сует», авторское повторение известной картины, находящейся в Академии художеств.
Нет сведений о судьбе четырех картин (работы М.А.Беркоса, баронессы Е.К.Врангель, Костылёва и Найдёнова), переданных в 1927—1928 в здание советского посольства в Токио.
В торговые организации были направлены только 4 картины.
[1] Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. 5-е изд. Л., 1965.