Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

О проекте

Литература о музее

Новости

Коллекции

Музей

Авторы

Контакты

Указатели

Здания

Партнёры

Выставки

Меценаты

Люди

Поиск

О проекте

Новости

Музей

Коллекции

Указатели

Партнёры

Меценаты

Поиск

Солдатёнков Козьма (Кузьма) Терентьевич

Soldatyonkov Koz'ma (Kuz'ma) Terentyevich

1818—1901

Московский купец-предприниматель, издатель, меценат, библиофил, собиратель русской живописи, графики, икон. В детстве не получил никакого образования. После смерти отца в 1850-х становится владельцем крупного состояния. Много средств выделял на благотворительные цели, активно занимался просветительно-издательской деятельностью.

Пожертвовал 3000 рублей на перевозку РМ из Санкт-Петербурга в Москву, этими деньгами были оплачены печные работы, услуги мебельного мастера, столяра, слесаря. Затем, став почётным членом музея, в течение 40 лет, до самой смерти, жертвовал на его развитие по тысяче рублей ежегодно.

Известия о галерее Солдатёнкова и указания на его собрания встречаются в литературе с конца 1840-х. Первая покупка, о которой имеются точные сведения, состоялась в 1852 — это «Вирсавия» Брюллова. Поэтому солдатёнковское собрание можно считать самым первым московским собранием русской живописи. Оно было одной из художественных достопримечательностей города и по значению приближалось к лучшим музеям своего времени.

Картины находились в комнатах жилого особняка на Мясницкой (д. 37). Собрание было относительно доступным: его осмотривала публика, связанная с РМ, Московским университетом, Академией художеств, журналисты, художники, преподаватели и студенты Училища живописи, ваяния и зодчества, известные деятели русской культуры: И.С.Аксаков, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и др. В 1865 году Солдатёнков купил имение Кунцево и часть картин разместил там. Но в основном в Кунцеве находились картины из коллекции племянника Козьмы Терентьевича Василия Ивановича Солдатёнкова.

Рассматривая свою коллекцию как национальное достояние, Козьма Терентьевич оставил её по завещанию РМ и тем самым навсегда связал с ним своё имя. В Картинную галерею было передано более 250 картин (28 из них было работами иностранных художников, все остальные относились к русской школе живописи), около 20 скульптур, не считая античных копий, несколько сот листов графики. Поступившая в РМ библиотека насчитывала приблизительно 8 тыс. книг (многие в роскошных переплётах) и 15 тыс. экземпляров журналов на русском языке по истории, литературе и обществоведению, в том числе немало изданий с автографами известных людей: Ф.И.Тютчева, Т.Н.Грановского, И.И.Лажечникова и др. Денежная ценность всего дара: картин, гравюр, акварелей, бронзы, скульптур и библиотеки — была определена в 500 000 рублей, сумму по тем временам астрономическую.

В завещании Солдатёнкова было высказано желание, чтобы все его художественные коллекции были сгруппированы в музее в особом помещении, а собрание сохранило имя «Солдатёнковского». В 1901 сотрудниками музея это пожелание исполнено было только частично: помешали теснота помещений и непрерывно продолжавшийся в предреволюционные годы рост галереи. Решено было временно, до тех пор, пока не выстроено новое здание галереи с верхним светом, разместить картины «на особых щитах» частью в так называемом Румянцевском зале (дотоле бывшем частью библиотеки) — в нём оказались произведения новейших художников, — частью по различным отделениям и залам Картинной галереи. Временное помещение Солдатёнковской галереи было тесным и недостаточно освещённым, в нём не дозволялось копировать картины, хотя с просьбами об их копировании к администрации музея обращались постоянно. Тем не менее только с поступлением в РМ множество ныне знаменитых картин стали доступны всем желающим для свободного обзора и изучения.

До получения коллекции Солдатёнкова в музее содержались преимущественно коллекции русских мастеров XVIII — первой половины XIX века, пополнение же состояло преимущественно из работ русских художников второй половины XIX века. Количество экспонатов Картинной галереи увеличилось почти в полтора раза — с 664 до 939.

Удалось найти документальные свидетельства о судьбе половины собрания Солдатёнкова-старшего после расформирования РМ. Достоверно известно местонахождение почти 130 картин. Перед Великой Отечественной войной картины из «Солдатёнковской залы» размещались в 37 музеях 33 городов. Судьба второй половины собрания (по свидетельству А.А.Риццони, почти все картины были приобретены Солдатёнковым в Риме при посредничестве А.А.Иванова) неизвестна. Не менее 22 картин было передано торговым организациям. Ни одного полотна из собраний Козьмы Терентьевича и Василия Ивановича Солдатёнковых пока не обнаружено в перечнях полотен, которые были безвозвратно уничтожены во время войны.

Разбором книг Солдатёнкова, поступивших в РМ, занимался А.И.Калишевский. В 2012 Н.В.Туманова идентифицировала 300 экземпляров из личной библиотеки. Владельческими признаками являются дарственные надписи и посвящения от известнейших деятелей русской культуры (в их числе — автографы сотрудников РМ Е.Ф.Корша, К.К.Гёрца, Е.В.Барсова, Н.И.Стороженко, собирателей Д.А.Ровинского, Н.А.Попова), экслибрисы, а также особые — напечатанные на цветной бумаге — экземпляры изданий, осуществлённых владельцем. Самая ранняя из найденных книг издана в 1831, самая поздняя — в 1901.

Козьма Терентьевич Солдатёнков был похоронен на Рогожском кладбище. Могила его не сохранилась. В 1991 у здания администрации Боткинской больницы, до революции именовавшейся Солдатёнковской, поскольку она была создана по духовному завещанию Козьмы Терентьевича, ему установлен памятник.

См. также: Петрово-Соловово М.М.

[1] Коллекционеры старой Москвы. С. 305—309.

[2] Игнатович Т.Н. Солдатёнковские галереи // Московский журнал. 1999. № 2.

[3] Туманова Н.В. «И миллионы покорив, не покорился миллионам...»: О книжном собрании К.Т.Солдатёнкова // Книга в пространстве культуры. 2012. Вып. 1(8). С. 16—26.

[4] Полунина Н.М. Кто есть кто... С. 366—370.

Последняя воля

1893

Таганрог

Вирсавия

1832

Москва ГТГ

Осень

1881

Сыктывкар

Вдовушка

1851

Иваново

Монахиня

1857

Воронеж

Музыкант

1876

Курск

Останкино

Около 1858

Москва музей Тропинина

У часовни

1883

Омск

Переселенцы

1888

Сыктывкар

По миру

1892

Ставрополь

Семья художника

1867

Хабаровск

Пруд

Астрахань

Крымский пейзаж

1891

Астрахань

Больной

Владимир

Дьячок

1871

Омск

Аю-Даг. Крым

1872

Ярославль

Отпетый

1873

Москва ГИМ

Л.Н.Толстой и Н.Н.Ге в Ясной Поляне

1894

Москва Литмузей Толстого

В камере мирового судьи

1880

СПб Русский музей

Старик-начётчик

1877

СПб Русский музей

Христос-отрок

1894

Ашхабад

Отдых волов на пашне

1874

Днепропетровск

Серенада в Венеции

1876, Рим

Днепропетровск

Сосна. Этюд

1896 (?)

Севастополь

Вечер. Берег моря

1874

Севастополь

Сироты

1893

Севастополь

Проповедь в селе

1861

Москва ГТГ

Голова раба

Москва ГТГ

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Главная | Указатели | О проекте | Контакты | Карта сайта | Гостевая книга | Поиск | Написать письмо |