Pryanishnikov Fyodor Ivanovich
1793—1867
Сравнительно небольшое собрание Прянишникова было серьёзным явлением в истории коллекций русского искусства и музеев России. 57 лет, с 1867 по 1924 годы, коллекция находилась в Московском Румянцевском музее. Большая часть собрания в окончательно сложившемся его виде: 172 картины из 182 — это произведения живописи русских художников.
«Прянишниковская галерея» стала первым цельным собранием русской живописи, пополнившим Румянцевский музей. Она также была третьим по счету (после картины A.A.Иванова «Явление Христа народу» и собрания картин из Эрмитажа) царским подарком музею. Передача собрания именно в Румянцевский музей соответствовала воле коллекционера, который тем не менее не завещал картины музею напрямую, а пожелал, чтобы они были выкуплены у его наследников. Разумеется, скромных средств молодого московского музея на такую покупку не хватило бы, но их и не потребовалось. Александр II приобрёл собрание у вдовы коллекционера и подарил его музею в 1867 г.
Просвещённая Москва узнала о собрании Прянишникова ещё при жизни коллекционера, за пять лет до того, как как оно было перевезено в Пашков дом. Московское Общество любителей художеств (МОЛХ), ранее вместе с Московским университетом создававшее Московский Румянцевский музей, в конце 1862 г. организовало для москвичей выставку картин, летом того же года экспонировавшихся на Всемирной выставке в Лондоне. Среди них было и 9 «прянишниковских» картин.
Личность владельца собрания
Почти вся жизнь Фёдора Ивановича Прянишникова (1793—1867) прошла в Санкт-Петербурге, но при этом он оставался московским помещиком. Он владел сельцом Владимировым и деревней Слащёво в Подольском уезде. Известно, что учился Фёдор Иванович в пансионе Московского университета.
Большую часть своей успешной деятельности Фёдор Иванович посвятил российской почте, причём почтовое дело изучал в Англии. Будучи директором Почтового департамента России, Прянишников, по-видимому, пользовался и международным авторитетом, о чем свидетельствовали ордена Австрии, Пруссии, Швеции, Норвегии, Греции. Биограф пишет о Фёдоре Ивановиче: «...был удачлив в чинах». Тайный советник Прянишников был видным человеком, заседал в комитетах, состоял в Обществе поощрения художников, был членом императорской Академии художеств.
Заметное место в его жизни занимали русская живопись и русские художники.
Современники, биографы и исследователи отмечали в первую очередь даже не дар Прянишникова видеть и выбирать произведения живописи, а его доброту, отзывчивость, желание поддержать человека искусства. «Художники находили в нём одобрение и покровительство не одним просвещённым руководством, но и вещественным воспособлением», — написано о нём в одном из некрологов.
В воспоминаниях Ф.Ф.Львова, секретаря Общества и художника (пейзаж его работы был в собрании Прянишникова), Фёдор Иванович характеризуется как «человек хороший и добрый», «хорошо понимавший людей и умевший с ними ладить».
Многие художники рассчитывали на поддержку и протекцию сановного коллекционера. В 1855 Прянишников помог художнику С.К.Зарянко стать инспектором и преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества. Фёдор Иванович был, по существу, представителем Училища в столице. В 1851 благодаря Прянишникову для Училища были скопированы портреты герцога Лейхтенбергского, князя П.М.Волконского и великой княгини Марии Николаевны (последний — работы Т.Неффа). Прянишников вёл переговоры с художниками, оплачивал работу, организовывал отправку копий портретов в Москву.
В молодости, еще будучи москвичом, Фёдор Иванович был знаком с П.Я.Чаадаевым. Много лет спустя, в 1850, принимая участие в судьбе одного из «даровитейших» (выражение Прянишникова) русских художников — П.А.Федотова, он просил Чаадаева помочь Федотову. Однако не все современники Прянишникова однозначно считали его благодетелем великого Федотова. В воспоминаниях современника есть сведения о том, что бедствовавший художник уступал свои вещи всесильному коллекционеру по ценам почти символическим.
Хотя Прянишников, по словам Ф.Ф.Львова, «знатоком живописи никогда не был», несомненно, у Фёдора Ивановича был природный дар ценителя живописи. Как позже П.М. Третьяков в Москве, как ещё позже С.И. Щукин в Париже, Прянишников первым находил, открывал истинные таланты. Большинство вещей Прянишников, как и Третьяков, покупал у ещё неизвестных авторов. Коллекционер нередко посещал мастерские художников и приобретал неоконченные вещи, что было дешевле. И где при этом кончалась интуиция художественная и начиналась коммерческая, ныне уже неясно.
Имя Прянишникова осталось в истории российских сокровищниц культуры не только благодаря живописному собранию. В 1870 г. его вдова Вера Александровна Прянишникова пожертвовала Румянцевскому музею собрание масонских рукописей и книг, что было вполне в духе традиции, по которой семья Прянишниковых в течение многих лет пополняла и даже создавала библиотеки. В императорскую Публичную библиотеку Прянишниковы передали 22 автографа И.А.Крылова и редкое издание Библии 1780 г., ранее принадлежавшее масонской ложе. Были сделаны подарки библиотекам Одессы, Симбирска, Белева, городов Дании и Сербии. Бездетная чета Прянишниковых субсидировала издание Ветхого Завета для детей с иллюстрациями — возможно, одно из первых в России.
История собрания
Источник поступления картин в собрание Прянишникова в большинстве случаев установить не удаётся. Можно предполагать, что собирательская деятельность Прянишникова началась очень рано. Известно, что уже в 1811—1812 годах, когда Фёдору Ивановичу не было и двадцати лет, по его заказу В.К. Шебуев создал уменьшенное авторское повторение образа святителя Василия Великого (оригинал был исполнен им в 1811 году для Казанского собора).
В публикациях Румянцевского музея собрание Прянишникова называется первым собранием русской живописи. Однако был у него если не предшественник, то старший современник — «Русский музеум» П.П. Свиньина, журналиста, путешественника, художника, современника и доброго знакомого Пушкина. Собрание картин Свиньина было распродано в 1834 году, и принадлежавшая ему знаменитая «Кружевница» Тропинина, про которую говорят, что её мог видеть у Свиньина сам Пушкин, оказалась у Прянишникова. Ещё одна картина в собрании Прянишникова, достоверно принадлежавшая Свиньину, — это «Диана и Актеон» P.M. Волкова (?). Следовательно, в Общество поощрения художников в 1836 году Прянишников пришёл уже как начинающий коллекционер, владея по меньшей мере шебуевской копией «Василия Великого» и двумя картинами из собрания Свиньина.
Несомненно, судьба Прянишникова и его собрания в начале XIX века была связана с масонской частью его биографии. Первое знакомство с масонами ещё в качестве посетителя ложи произошло в 1817 году. В известной ложе «Умирающего Сфинкса» Прянишников не только участвовал, но и занимал руководящие должности вплоть до 1822 года, когда масонские объединения стали преследовать и закрывать. В тех ложах, где состоял или бывал Прянишников, принимали участие и Свиньин, и его любимые и собираемые им художники — Брюллов, Боровиковский, Левицкий, P.M. Волков, А.П. Витберг, А.О. Орловский, А.Е. Егоров, а также И.И. Олешкевич, чья работа до 1853 года также была в собрании Прянишникова. Был у него и написанный Боровиковским портрет А.Ф. Лабзина — одного из идеологов масонства, возглавлявшего притом Академию художеств. Другим видным масоном был князь А.Н. Голицын, непосредственный начальник Прянишникова, притом связанный с ним многолетней дружбой. Портрет А.Н. Голицына кисти Брюллова, принадлежавший Прянишникову, ныне находится в ГТГ.
Масонство было частью жизни коллекционера, а творения и портреты масонов были частью, притом ранней и наиболее ценной частью, собрания картин. Поэтому, несмотря на отсутствие прямых документальных свидетельств, можно предположить, что общение в масонских ложах было одним из путей пополнения живописной коллекции.
Собрание Прянишникова было хорошо известно коллекционерам России. Среди его первых посетителей был и Павел Михайлович Третьяков, познакомившийся с ней во время поездки в Петербург в 1856. Именно осмотр коллекции Прянишникова, наряду с посещением Эрмитажа, окончательно сформировало его желание собирать русскую живопись. Позднее Третьяков желал приобрести коллекцию и сделать её ядром своего собрания, но цена в 70 тысяч рублей оказалась для него слишком велика.
Главный почтмейстер России сумел создать на редкость цельное и гармоничное собрание. Среди лучших вещей коллекции пять работ Боровиковского, пять — Левицкого, одиннадцать — Брюллова. Вместе с работами Кипренского, Тропинина, Ф.А. Бруни, П.В. Басина, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева, пейзажами братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, отца и сына М.Н. и С.М. Воробьёвых, Ф.М. Матвееева, М.И. Лебедева, С.Ф. Щедрина они образовали собрание произведений 83 русских живописцев конца XVIII — начала XIX в. Но об уникальности этого собрания никогда не говорили именно в связи с известностью, доступностью или популярностью входивших в него картин. Имя Прянишникова в настоящее время зачастую неизвестно даже знатокам экспозиции Третьяковской галереи, не осведомлённым о происхождении картин.
Первое описание прянишниковского собрания, напечатанное в 1853 году1, содержит 137 картин. Собрание упоминается в известной монографии H.A. Андреева «Картинные галереи Европы» (1862—1864).
Детальное описание картин собрания со сведениями о художниках приведено в книге А.Д.Ивановского2, изданной в Санкт-Петербурге в 1870 г., т.е. уже после передачи галереи в Москву. Весь тираж этого издания в 1000 экземпляров был подарен В.А. Прянишниковой Румянцевскому музею в 1870 г. Предполагалось, что книги, кроме вошедших в фонды библиотеки, будут проданы, а вырученные средства — использованы в качестве премии автору лучшей биографии Н.П. Румянцева.
По-настоящему известной массовому зрителю Прянишниковская галерея стала после того, как девять картин, как упоминалось выше, побывали на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. Европейскому зрителю было решено показать работы Брюллова — знаменитый автопортрет и портрет баснописца Крылова, «Причащение умирающей» Венецианова, «Портрет священника» (предположительно, отца художника) Левицкого, работу А.Ф. Чернышёва «Шарманщик», «Сватовство майора» и «Вдовушку» П.А. Федотова, один из альбанских пейзажей М.И. Лебедева, работу П.А. Риццони «Малороссийская корчма».
Оставшиеся в Санкт-Петербурге картины осматривал автор монографии о картинных галереях Европы H.A. Андреев вместе с художником В.Г. Худяковым. Интересно отметить, что признанная Андреевым лучшей в собрании работа — одна из ночных марин Айвазовского — не была замечена спустя 62 года при отборе картин в Третьяковскую галерею, поскольку в этом музее нет ни одной вещи Айвазовского из собрания Прянишникова. Мы предполагаем, что Андреев отметил картину «Гондольер на море ночью», ныне украшающую залы музея Казани.
Оставшиеся в Санкт-Петербурге картины Прянишникова летом 1862 года были показаны на выставке.
Перед отъездом в Москву в 1867 года собрание почти полностью было показано на выставке Общества поощрения художников. Отсутствовали две картины, направленные на Всемирную выставку в Париж: «Георгиевский монастырь» Айвазовского и «Дубовая роща» М.К. Клодта. Эта картина ранее, в 1864, была показана на выставке ОПХ, и тогда же прямо с выставки она была приобретена Прянишниковым вместе с двумя парижскими работами Перова: «Шарманщик» и «Савояр» — и «Женским портретом» Жодейко.
Передача картин в Румянцевский музей состоялась в декабре 1867 года.
Поступление собрания Прянишникова в Румянцевский музей не привело к забвению его имени. В каталогах Картинной галереи неукоснительно указывалось происхождение картин: «ПГ» — Прянишниковская галерея. Через три десятилетия руководитель Третьяковской галереи И.С.Остроухов уверенно ставил рядом имена Прянишникова и Третьякова.
Судьба собрания после Румянцевского музея
Лучшая часть собрания — 95 картин — стала частью Третьяковской галереи. Большая часть картин была перевезена туда из закрытого Румянцевского музея весной 1925.
В провинциальные музеи картины из Румянцевского музея, в том числе и «прянишниковские», передавались и непосредственно из ЦХ ГМФ (там оказалось всё, что не взяли главные столичные музеи), и из Третьяковской галереи. Несколько картин попало в Ашхабад и Ереван, по одной — в Варшавское полпредство СССР и антикварный магазин Хозэксу. Картины, переданные в Минск и Симферополь, были утрачены в период немецко-фашистской оккупации.
1 Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова / [И. Аничков]. СПб., 1853.
2 Ивановский А.Д. Фёдор Иванович Прянишников и его картинная русская галлерея. СПб., 1870.
Богоматерь с младенцемМосква ГТГ | ||
Крымский пейзажСыктывкар | ||
СавоярМосква ГТГ | ||
Портрет священникаМосква ГТГ | ||
Портрет Михаила ДесницкогоМосква ГТГ | ||
Бог-Отец, созерцающий мёртвого ХристаМосква ГТГ | ||
Портрет Ф.Г.ВолковаМосква ГТГ | ||
Портрет Н.-А.Бруни в детствеМосква ГТГ | ||