Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

О проекте

Литература о музее

Новости

Коллекции

Музей

Авторы

Контакты

Указатели

Здания

Партнёры

Выставки

Меценаты

Люди

Поиск

О проекте

Новости

Музей

Коллекции

Указатели

Партнёры

Меценаты

Поиск

Pryanishnikov Fyodor Ivanovich

1793—1867

Сравнительно небольшое собрание Прянишникова было серьёзным явлением в истории коллекций русского искусства и музеев России. 57 лет, с 1867 по 1924 годы, коллекция находилась в Московском Румянцевском музее. Большая часть собрания в окончательно сложившемся его виде: 172 картины из 182 — это произведения живописи русских художников.

«Прянишниковская галерея» стала первым цельным собранием русской живописи, пополнившим Румянцевский музей. Она также была третьим по счету (после картины A.A.Иванова «Явление Христа народу» и собрания картин из Эрмитажа) царским подарком музею. Передача собрания именно в Румянцевский музей соответствовала воле коллекционера, который тем не менее не завещал картины музею напрямую, а пожелал, чтобы они были выкуплены у его наследников. Разумеется, скромных средств молодого московского музея на такую покупку не хватило бы, но их и не потребовалось. Александр II приобрёл собрание у вдовы коллекционера и подарил его музею в 1867 г.

Просвещённая Москва узнала о собрании Прянишникова ещё при жизни коллекционера, за пять лет до того, как как оно было перевезено в Пашков дом. Московское Общество любителей художеств (МОЛХ), ранее вместе с Московским университетом создававшее Московский Румянцевский музей, в конце 1862 г. организовало для москвичей выставку картин, летом того же года экспонировавшихся на Всемирной выставке в Лондоне. Среди них было и 9 «прянишниковских» картин.

Личность владельца собрания

Почти вся жизнь Фёдора Ивановича Прянишникова (1793—1867) прошла в Санкт-Петербурге, но при этом он оставался московским помещиком. Он владел сельцом Владимировым и деревней Слащёво в Подольском уезде. Известно, что учился Фёдор Иванович в пансионе Московского университета.

Большую часть своей успешной деятельности Фёдор Иванович посвятил российской почте, причём почтовое дело изучал в Англии. Будучи директором Почтового департамента России, Прянишников, по-видимому, пользовался и международным авторитетом, о чем свидетельствовали ордена Австрии, Пруссии, Швеции, Норвегии, Греции. Биограф пишет о Фёдоре Ивановиче: «...был удачлив в чинах». Тайный советник Прянишников был видным человеком, заседал в комитетах, состоял в Обществе поощрения художников, был членом императорской Академии художеств.

Заметное место в его жизни занимали русская живопись и русские художники.

Современники, биографы и исследователи отмечали в первую очередь даже не дар Прянишникова видеть и выбирать произведения живописи, а его доброту, отзывчивость, желание поддержать человека искусства. «Художники находили в нём одобрение и покровительство не одним просвещённым руководством, но и вещественным воспособлением», — написано о нём в одном из некрологов.

В воспоминаниях Ф.Ф.Львова, секретаря Общества и художника (пейзаж его работы был в собрании Прянишникова), Фёдор Иванович характеризуется как «человек хороший и добрый», «хорошо понимавший людей и умевший с ними ладить».

Многие художники рассчитывали на поддержку и протекцию сановного коллекционера. В 1855 Прянишников помог художнику С.К.Зарянко стать инспектором и преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества. Фёдор Иванович был, по существу, представителем Училища в столице. В 1851 благодаря Прянишникову для Училища были скопированы портреты герцога Лейхтенбергского, князя П.М.Волконского и великой княгини Марии Николаевны (последний — работы Т.Неффа). Прянишников вёл переговоры с художниками, оплачивал работу, организовывал отправку копий портретов в Москву.

В молодости, еще будучи москвичом, Фёдор Иванович был знаком с П.Я.Чаадаевым. Много лет спустя, в 1850, принимая участие в судьбе одного из «даровитейших» (выражение Прянишникова) русских художников — П.А.Федотова, он просил Чаадаева помочь Федотову. Однако не все современники Прянишникова однозначно считали его благодетелем великого Федотова. В воспоминаниях современника есть сведения о том, что бедствовавший художник уступал свои вещи всесильному коллекционеру по ценам почти символическим.

Хотя Прянишников, по словам Ф.Ф.Львова, «знатоком живописи никогда не был», несомненно, у Фёдора Ивановича был природный дар ценителя живописи. Как позже П.М. Третьяков в Москве, как ещё позже С.И. Щукин в Париже, Прянишников первым находил, открывал истинные таланты. Большинство вещей Прянишников, как и Третьяков, покупал у ещё неизвестных авторов. Коллекционер нередко посещал мастерские художников и приобретал неоконченные вещи, что было дешевле. И где при этом кончалась интуиция художественная и начиналась коммерческая, ныне уже неясно.

Имя Прянишникова осталось в истории российских сокровищниц культуры не только благодаря живописному собранию. В 1870 г. его вдова Вера Александровна Прянишникова пожертвовала Румянцевскому музею собрание масонских рукописей и книг, что было вполне в духе традиции, по которой семья Прянишниковых в течение многих лет пополняла и даже создавала библиотеки. В императорскую Публичную библиотеку Прянишниковы передали 22 автографа И.А.Крылова и редкое издание Библии 1780 г., ранее принадлежавшее масонской ложе. Были сделаны подарки библиотекам Одессы, Симбирска, Белева, городов Дании и Сербии. Бездетная чета Прянишниковых субсидировала издание Ветхого Завета для детей с иллюстрациями — возможно, одно из первых в России.

История собрания

Источник поступления картин в собрание Прянишникова в большинстве случаев установить не удаётся. Можно предполагать, что собирательская деятельность Прянишникова началась очень рано. Известно, что уже в 1811—1812 годах, когда Фёдору Ивановичу не было и двадцати лет, по его заказу В.К. Шебуев создал уменьшенное авторское повторение образа святителя Василия Великого (оригинал был исполнен им в 1811 году для Казанского собора).

В публикациях Румянцевского музея собрание Прянишникова называется первым собранием русской живописи. Однако был у него если не предшественник, то старший современник — «Русский музеум» П.П. Свиньина, журналиста, путешественника, художника, современника и доброго знакомого Пушкина. Собрание картин Свиньина было распродано в 1834 году, и принадлежавшая ему знаменитая «Кружевница» Тропинина, про которую говорят, что её мог видеть у Свиньина сам Пушкин, оказалась у Прянишникова. Ещё одна картина в собрании Прянишникова, достоверно принадлежавшая Свиньину, — это «Диана и Актеон» P.M. Волкова (?). Следовательно, в Общество поощрения художников в 1836 году Прянишников пришёл уже как начинающий коллекционер, владея по меньшей мере шебуевской копией «Василия Великого» и двумя картинами из собрания Свиньина.

Несомненно, судьба Прянишникова и его собрания в начале XIX века была связана с масонской частью его биографии. Первое знакомство с масонами ещё в качестве посетителя ложи произошло в 1817 году. В известной ложе «Умирающего Сфинкса» Прянишников не только участвовал, но и занимал руководящие должности вплоть до 1822 года, когда масонские объединения стали преследовать и закрывать. В тех ложах, где состоял или бывал Прянишников, принимали участие и Свиньин, и его любимые и собираемые им художники — Брюллов, Боровиковский, Левицкий, P.M. Волков, А.П. Витберг, А.О. Орловский, А.Е. Егоров, а также И.И. Олешкевич, чья работа до 1853 года также была в собрании Прянишникова. Был у него и написанный Боровиковским портрет А.Ф. Лабзина — одного из идеологов масонства, возглавлявшего притом Академию художеств. Другим видным масоном был князь А.Н. Голицын, непосредственный начальник Прянишникова, притом связанный с ним многолетней дружбой. Портрет А.Н. Голицына кисти Брюллова, принадлежавший Прянишникову, ныне находится в ГТГ.

Масонство было частью жизни коллекционера, а творения и портреты масонов были частью, притом ранней и наиболее ценной частью, собрания картин. Поэтому, несмотря на отсутствие прямых документальных свидетельств, можно предположить, что общение в масонских ложах было одним из путей пополнения живописной коллекции.

Собрание Прянишникова было хорошо известно коллекционерам России. Среди его первых посетителей был и Павел Михайлович Третьяков, познакомившийся с ней во время поездки в Петербург в 1856. Именно осмотр коллекции Прянишникова, наряду с посещением Эрмитажа, окончательно сформировало его желание собирать русскую живопись. Позднее Третьяков желал приобрести коллекцию и сделать её ядром своего собрания, но цена в 70 тысяч рублей оказалась для него слишком велика.

Главный почтмейстер России сумел создать на редкость цельное и гармоничное собрание. Среди лучших вещей коллекции пять работ Боровиковского, пять — Левицкого, одиннадцать — Брюллова. Вместе с работами Кипренского, Тропинина, Ф.А. Бруни, П.В. Басина, А.Е. Егорова, В.К. Шебуева, пейзажами братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, отца и сына М.Н. и С.М. Воробьёвых, Ф.М. Матвееева, М.И. Лебедева, С.Ф. Щедрина они образовали собрание произведений 83 русских живописцев конца XVIII — начала XIX в. Но об уникальности этого собрания никогда не говорили именно в связи с известностью, доступностью или популярностью входивших в него картин. Имя Прянишникова в настоящее время зачастую неизвестно даже знатокам экспозиции Третьяковской галереи, не осведомлённым о происхождении картин.

Первое описание прянишниковского собрания, напечатанное в 1853 году1, содержит 137 картин. Собрание упоминается в известной монографии H.A. Андреева «Картинные галереи Европы» (1862—1864).

Детальное описание картин собрания со сведениями о художниках приведено в книге А.Д.Ивановского2, изданной в Санкт-Петербурге в 1870 г., т.е. уже после передачи галереи в Москву. Весь тираж этого издания в 1000 экземпляров был подарен В.А. Прянишниковой Румянцевскому музею в 1870 г. Предполагалось, что книги, кроме вошедших в фонды библиотеки, будут проданы, а вырученные средства — использованы в качестве премии автору лучшей биографии Н.П. Румянцева.

По-настоящему известной массовому зрителю Прянишниковская галерея стала после того, как девять картин, как упоминалось выше, побывали на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. Европейскому зрителю было решено показать работы Брюллова — знаменитый автопортрет и портрет баснописца Крылова, «Причащение умирающей» Венецианова, «Портрет священника» (предположительно, отца художника) Левицкого, работу А.Ф. Чернышёва «Шарманщик», «Сватовство майора» и «Вдовушку» П.А. Федотова, один из альбанских пейзажей М.И. Лебедева, работу П.А. Риццони «Малороссийская корчма».

Оставшиеся в Санкт-Петербурге картины осматривал автор монографии о картинных галереях Европы H.A. Андреев вместе с художником В.Г. Худяковым. Интересно отметить, что признанная Андреевым лучшей в собрании работа — одна из ночных марин Айвазовского — не была замечена спустя 62 года при отборе картин в Третьяковскую галерею, поскольку в этом музее нет ни одной вещи Айвазовского из собрания Прянишникова. Мы предполагаем, что Андреев отметил картину «Гондольер на море ночью», ныне украшающую залы музея Казани.

Оставшиеся в Санкт-Петербурге картины Прянишникова летом 1862 года были показаны на выставке.

Перед отъездом в Москву в 1867 года собрание почти полностью было показано на выставке Общества поощрения художников. Отсутствовали две картины, направленные на Всемирную выставку в Париж: «Георгиевский монастырь» Айвазовского и «Дубовая роща» М.К. Клодта. Эта картина ранее, в 1864, была показана на выставке ОПХ, и тогда же прямо с выставки она была приобретена Прянишниковым вместе с двумя парижскими работами Перова: «Шарманщик» и «Савояр» — и «Женским портретом» Жодейко.

Передача картин в Румянцевский музей состоялась в декабре 1867 года.

Поступление собрания Прянишникова в Румянцевский музей не привело к забвению его имени. В каталогах Картинной галереи неукоснительно указывалось происхождение картин: «ПГ» — Прянишниковская галерея. Через три десятилетия руководитель Третьяковской галереи И.С.Остроухов уверенно ставил рядом имена Прянишникова и Третьякова.

Судьба собрания после Румянцевского музея

Лучшая часть собрания — 95 картин — стала частью Третьяковской галереи. Большая часть картин была перевезена туда из закрытого Румянцевского музея весной 1925.

В провинциальные музеи картины из Румянцевского музея, в том числе и «прянишниковские», передавались и непосредственно из ЦХ ГМФ (там оказалось всё, что не взяли главные столичные музеи), и из Третьяковской галереи. Несколько картин попало в Ашхабад и Ереван, по одной — в Варшавское полпредство СССР и антикварный магазин Хозэксу. Картины, переданные в Минск и Симферополь, были утрачены в период немецко-фашистской оккупации.

1 Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова / [И. Аничков]. СПб., 1853.

2 Ивановский А.Д. Фёдор Иванович Прянишников и его картинная русская галлерея. СПб., 1870.


Тайная вечеря

1838—1839

Москва ГТГ

Турчанка

1837—1839

Москва ГТГ

Эрминия у пастухов

1824

Москва ГТГ

Портрет Н.И.Новикова

1797 (?)

Москва ГТГ

Тифлис

1839

СПб Всероссийский музей Пушкина

Вид теремов со стороны Каменного моста

1810 (?)

Москва Оружейная палата

Галилей

1858

Омск

Возка льда

1849

Иркутск

Савояр

Москва ГТГ

Лунная ночь в Петербурге

1839

СПб Всероссийский музей Пушкина

Вдовушка

1851

Иваново

Дети на пасеке

1859

Днепропетровск

Георгиевский монастырь

1845 или 1846

Феодосия

Автопортрет

1848

Москва ГТГ

Вид Цвингера в Дрездене

1779 — начало 1790-х

Москва ГТГ

Портрет Л.Геннингера

Середина 1760-х

Москва ГТГ

Вид Сицилии. Горы

1811

Москва ГТГ

Положение во гроб

1807

Москва ГТГ

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Главная | Указатели | О проекте | Контакты | Карта сайта | Гостевая книга | Поиск | Написать письмо |