Рус / Eng

Сайт находится в стадии разработки

О проекте

Литература о музее

Новости

Коллекции

Музей

Авторы

Контакты

Указатели

Здания

Партнёры

Выставки

Меценаты

Люди

Поиск

О проекте

Новости

Музей

Коллекции

Указатели

Партнёры

Меценаты

Поиск

Каждый, кто неравнодушен к прошлому России, знает о предшественнике главной библиотеки России — Московском публичном и Румянцевском музее, но никто из ныне живущих не сможет побывать в нём. Румянцевский музей, первое музейное учреждение Москвы, один из главнейших культурных центров столицы, просуществовав около 100 лет, ушёл от нас. Он был уникален многим: и тем, что сделал Москву музейным городом; и тем, что был подлинно народным музеем, пополнявшимся целиком благодаря частным пожертвованиям и дарениям; и богатством своих фондов (вторых по значению в России после петербургского Эрмитажа); и тем, что это был музей личных коллекций, в каждой из которых нашла выражение личность собирателя; тем, наконец, что он представлял собой достаточно редкий тип культурного учреждения — музей-библиотеку, аналогично Британскому музею. Но судьба этого музея стала исключительной и в ещё одном, наиболее печальном смысле: кроме него, ни один крупный музей России и СССР, даже из числа полностью разграбленных во время Второй мировой войны, не прекратил своего существования, не подвергся тотальному расформированию и перераспределению фондов.

В наше время появилась возможность исследовать, реконструировать и заново увидеть исчезнувший музей с использованием новейших информационных технологий. И, разумеется, эта работа должна быть проведена в Российской государственной библиотеке, главной наследнице музея.

В ноябре—декабре 2003 года в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве, а затем в бывшем особняке Н.П.Румянцева в Санкт-Петербурге прошла выставка «Румянцевский музей в культурной жизни России», целью которой было названо «воссоздание (хотя бы в рамках выставочного проекта) уникального просветительского учреждения — Румянцевского музея — выдающегося феномена русской культуры XIX—XX вв.» (Т.Пиотровская). К сожалению, такая выставка не может быть постоянной — после её окончания собранные воедино бывшие экспонаты Музея вернулись в различные архивы, хранилища и запасники. Но ничто не препятствует созданию выставки, которая будет работать неограниченное время.

Проект, копируя тем самым особенность функционирования главного музея Москвы XIX века, обращён одновременно и к специалисту, и к массовому пользователю. Музей должен быть открыт во всех смыслах. Открыт, если можно так выразиться, «со служебного входа» — для сотрудничества, совместной работы партнёрских учреждений всех уровней, специалистов разных дисциплин. И открыт «с главного входа» так, как был открыт реальный Румянцевский для «воскресного зрителя» — без оплаты и драконовских ограничений доступа, по заветам создателей и благотворителей музея.

Виртуальная реконструкция Румянцевского музея обречена стать межмузейным проектом. Ни одно культурное учреждение, хранящее часть наследия розданного музея, в одиночку не найдёт ресурсов на то, чтобы наполнить все разделы его электронного каталога, тем не менее каждый участник в силах внести свою долю и получить отдачу от проекта в виде упоминаний на страницах ресурса и в прессе, прямых ссылок и переадресации посетителей. Проект предполагается неограниченно насыщать как перекрёстными ссылками, так и внешними, ведущими на сайты партнёрских организаций и меценатов, а также, при необходимости, на родственные и полезные ресурсы. На современном местонахождении экспонатов будет делаться особый акцент, вплоть до помещения этих сведений в виде подписей на полях изображений в каталоге.

Восстановить библиотеку музея и Отделение рукописей и старопечатных книг, с одной стороны, проще всего, так как эти части музейного фонда целиком вошли в фонды РГБ, с другой стороны — это наиболее масштабная задача, требующая поиска особых решений, ведь фонды библиотеки увеличились от 28 тысяч экземпляров Румянцевского собрания книг и рукописей в 1828 до 1,2 миллиона экземпляров в 1917 (а в начале 1920-х — уже более 2 миллионов экземпляров). Для реконструкции Картинной галереи потребуется сотрудничество с 83 музейными учреждениями Российской Федерации и зарубежья. В Музее изящных искусств и Третьяковской галерее находится наиболее ценная половина собрания произведений живописи, коллекции Гравюрного кабинета, экспонаты из Скульптурного отделения. В ГМИИ также — иконы из Отделения христианских древностей, тогда как предметы прикладного искусства из этого Отделения — в Государственном историческом музее. В этом же хранилище — Дашковское портретное собрание изображений русских деятелей и Минц-кабинет (нумизматика). Дашковский этнографический музей вошёл в состав Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Минералогическая коллекция — в Государственном геологическом музее имени Вернадского. В Музее народов Востока — коллекция произведений китайского искусства К.А.Скачкова...

Подразделы сайта, за которые отвечает тот или иной музей, могут иметь разные решения, разную глубину наполненности, это закономерно, и в начале работы многие рубрики будут содержать только самые краткие и общие сведения, хотя в перспективе следует стремиться к равному удельному весу этих разделов и к наиболее полному воссозданию коллекций.

Виртуальная реконструкция Румянцевского музея может стать для участников проекта также экспериментальной площадкой для разработки новых сетевых сервисов, опробования инновационных технологий и новых методов работы с интернетовской частью зрительского контингента.

Работа над виртуальной реконструкцией музея начата с документального и визуального воссоздания его картинной галереи. Ведь именно богатства художественных фондов музея: репродукции живописных полотен и графических работ — могут быть представлены в интернете наиболее наглядно и вызовут у посетителя наибольший интерес. Следующие разделы — библиотека, этнографический музей, нумизматический кабинет, гравюрное отделение, Долгоруковский зал и др.

На первом плане по значимости и посещаемости безусловно будет Картинная галерея Отделения изящных искусств. Как именно с первым появлением в музее значительного числа картин, подаренных Александром II, связывается смена его статуса и стремительный рост посещаемости, так виртуальный тур по собранию живописи должен привлечь внимание посетителей всех категорий. Картины сопровождаются подписями, подробным описанием, искусствоведческими пояснениями, подборками интересных цитат. Как и в прошлом, центральным экспонатом, занимающим исключительное место в истории русской живописи и в истории Румянцевского музея, экспонатом, который можно назвать живым сердцем музея, остаётся картина А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Другой важнейшей задачей будет описание коллекции канцлера Н.П.Румянцева, положившей начало музею.

Как и всякий музей, виртуальный Румянцевский музей является не только пространством культурного отдыха и просвещения, но и местом научной работы. Искусствоведы, историки искусства, антиквары, специалисты по музейному делу найдут здесь полные — настолько, насколько это возможно — данные о картинах, как переданных в другие хранилища, так и утраченных. Сайт-музей одновременно является и каталогом, обобщающим сведения о коллекциях, перемещениях, современном местонахождении экспонатов и т.д.

Румянцевский музей был музеем личных коллекций, и фонды его пополнялись исключительно за счёт дарений и пожертвований.

Известно, что при перераспределении фондов Румянцевского музея была нарушена воля многих завещателей, которые настаивали на сохранении целостности своих коллекций и на связи с ними своего имени. Одной из целей виртуальной реконструкции — восстановление исторической справедливости, благодаря которому посетитель получает возможность через сайт войти в виртуальный Солдатёнковский зал, галерею Д.И.Щукина, гравюрный кабинет Н.С.Мосолова, обозреть Дашковское собрание изображений русских деятелей и Долгоруковскую выставку. В рамках проекта будет идти реконструкция личных мемориальных собраний, изучение их состава и связи с личностью собирателей.

Благодаря системе указателей: художников, собраний, коллекционеров музеев-наследников, хранивших картины Румянцевского музея, — сайт превратится в полноценный исследовательский инструмент, позволяющий делать сортировку и выборку по множеству параметров.

Наконец, существование виртуально воссозданного музея должно привлечь внимание общества к традициям российского меценатства, к практике бескорыстных пожертвований в общественные хранилища, к высокому уровню национального самосознания, присущему в прошлом как гражданам города и страны, так и властям.

Российская государственная библиотека

2011 Российская государственная библиотека

Главная | Указатели | О проекте | Контакты | Карта сайта | Гостевая книга | Поиск | Написать письмо |